Копирайтеры часто сталкиваются с критикой. Клиент может быть недоволен содержанием текста, манерой изложения и т.д. Далеко не всегда претензии заказчика обоснованы. Более того, ошибки в текстах могут возникать именно из-за нежелания клиента предоставлять информацию, нужную для написания текста. Но, даже в случае, если вы не чувствуете за собой вины, нельзя реагировать на критику по принципу «сам дурак». Как сделать это правильно?
- Сохраняйте хладнокровие. Часто недовольство клиента текстом воспринимается копирайтером, как личное оскорбление. Автору кажется, что его профессиональные и личностные качества недооценили, поставили под сомнение. На самом деле это не всегда так. Не ругайтесь с клиентом и не демонстрируйте ему свою обиду.
- Узнайте суть претензий. Ваш разговор с клиентом должен быть предметным. Не перебивайте заказчика, дайте ему высказаться. Задавайте уточняющие вопросы, если не можете понять, что именно не понравилось заказчику, чего он хочет в итоге.
- Критика делает вас лучше. Претензии заказчика обоснованы? Значит, вы узнаете о своих недостатках и можете избегать ошибок в будущем. Если критика неаргументирована, вы обретете опыт общения с проблемными клиентами, что тоже крайне полезно.
- Объясните свою позицию. Клиент может хорошо разбираться в содержании информации, но то, как ее преподносить, обычно лучше знает копирайтер. Поэтому, отвечая на критику в свой адрес, вы можете пояснить, почему структура текста такова, зачем вы заменили некоторые профессиональные термины более употребимыми синонимами и т.д. При этом вы сможете ссылаться на опыт (свой или коллег), статистику (например, данные об откликах и т.д.).
- Не перекладывайте вину на клиента. Если на этапе сбора информации клиент отказался отвечать на вопросы или предоставил неполную информацию, из-за чего и пострадало качество текстов, не спешите предъявлять ему претензии в агрессивной форме. В этом есть не только доля вины клиента, но и ваша. Копирайтер должен уметь добывать информацию всеми правдами и неправдами, заинтересовывать клиента в результате работы.
- Быстро исправляйте ошибки. Если заказчик критикует вас вполне справедливо, и вы это понимаете, не бойтесь корректировать текст. Уберите «воду», проверьте орфографию и пунктуацию, попробуйте написать статью в другом стиле. Сделайте это, даже если вам не хочется. Так вы сможете реабилитироваться перед клиентом и перед самим собой.
- Не отказывайтесь от сотрудничества. Придирчивые клиенты – не редкость. Но, как я уже говорила, работа с ними позволяет оттачивать мастерство. Если критика адекватна, не спешите покидать проект. А вот частые необоснованные придирки – повод задуматься, что важнее – собственное спокойствие или работа, которой можно найти замену.
- Благодарите за критику. Это станет свидетельством того, что вы способны сохранять спокойствие с проблемных ситуациях. Многие клиенты это ценят. Плюс, см. пункт 3.
Идеальных людей не существует. Примите это. Даже копирайтеры с огромным опытом могут написать текст, который вообще не понравится заказчику. Главное помните: критика клиента – не повод бросать работу.